Цель и задачи программы
Развивать художественные, языковые,
интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, развитие
творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего
мира.
Для достижения цели выделены следующие задачи
обучающая:
•
учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и
художественные способности в процессе рисования;
развивающая:
• развивать творческую активность, мышцы
кистей рук, стремиться к самоутверждению;
воспитательная:
• формировать положительно-эмоциональное
восприятие окружающего мира,
• воспитывать художественный вкус,
интерес к изобразительному искусству;
• заинтересовать детей различными
изобразительными материалами и возможностью действовать с ними;
• побуждать детей изображать доступными
им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо;
• создавать условия для освоения цветовой
палитры.
Направленность программы: художественная
Срок реализации: 1 год.
Для
качественного развития творческой деятельности юных художников дошкольникам предоставляется
возможность выбора художественной формы, художественных средств
выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике,
живописи.
В любом деле нужна «золотая середина».
Если
ребенка учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным
выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому,
традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические
знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем
закрепляются в практической работе.
Практические
занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их
содержательном единстве.
Методы, которые используются в работе:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала);
-проблемный
(педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
-эвристический(проблема
формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В
начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе,
завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В
период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко
применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с
обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все
стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу
выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём
обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Рисование пальчиками
Средства
выразительности: пятно, точка, цвет.
Материалы:
мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ
получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,
пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После
работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование
ладошкой
Средства
выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы:
широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого
формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает
в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и
делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными
цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание
бумаги
Средства
выразительности: фактура, объем.
Материалы:
салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная
бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в
руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры
его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для
снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на
основу.
Оттиск поролоном
Средства
выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо
пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого
поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки
поролона.
Способ получения изображения: ребенок
прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск
пенопластом
Средства
выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из
тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,
кусочки пенопласта.
Способ
получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и
мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой
бумагой
Средства
выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы:
блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из
тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,
смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок
прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на
бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки +
акварель
Средства
выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы:
восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ
получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками
остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства
выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы:
свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ
получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист
акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия
предметная
Средства
выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы:
плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ
получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его
половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются
симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска,
лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение
можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.Ожидаемый результат
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.
Ожидаемый результат
В силу индивидуальных особенностей, развитие
творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на
занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать
радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по
принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению
детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и
осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.