Цели и задачи реализации Программы
Целью Программы является преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания
и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.
Для достижения цели выделены следующие
задачи
Образовательные:
1. Формировать двигательные
умения и навыки.
2. Развивать
пространственные представления.
3. Развивать координацию,
переключаемость движений.
4. Знакомить с
метроритмикой.
Воспитательные:
1. Воспитывать и развивать
чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую
выразительность.
2. Формировать способность
восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в
соответствии с данным образом.
3. Совершенствовать
личностные качества, чувство коллективизма.
Коррекционные:
1. Развивать речевое
дыхание.
2. Развивать артикуляционный
аппарат.
3. Развивать фонематическое
восприятие.
4. Развивать грамматический
строй и связную речь.
5. Формировать и развивать
слуховое и зрительное внимание и память.
Содержательный
раздел
Образовательная
деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Программа "Логоритмика для малышей" рассчитан
на один год обучения, построена на индивидуальной и групповой форме работы с
детьми в пределах времени, отведенного учебным планом.
Занятия по Программе проводятся в группах наполняемостью не более 10 человек,
на базе детского сада в специально отведенном для этого помещении два раза в
неделю по 15-20 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Объем
учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что
позволяет избежать переутомления дошкольников.
При обучении дошкольников используются игровые
технологии, формы групповой и индивидуальной работы, методы наблюдения,
сравнения, инновационные приемы педагогической техники развивающего и
поискового обучения.
Структура
занятий состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из которых являются:
1.Вводная часть длится 1-2 минуты: используются
вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с
помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания,
координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть занимает 8-10 минут: включает в
себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение,
игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на
развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения
на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на
координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и
мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства
ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3.Заключительная часть занимает 1-2 минут: упражнения на
восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения,
релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Отличительные
особенности Программы
Данная программа
разработана на основе практического пособия Новиковской О.А. (Новиковская О.А.
Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и
родителей.-М.: Королина-Принт, 2018) Программа модифицирована и адаптирована к
условиям дополнительного образования в дошкольном учреждении и реализуется в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Кугесьский д/с
«Пурнеске» Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
Отличительные
особенности:
Система подачи
программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой
отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в
непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены
элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для
профилактики плоскостопия, работа
над речевым дыханием и
развитием голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз. В занятия включены
пальчиковые музыкально - речевые
игры и массаж
пальцев. Массаж повышает функциональную
активность головного мозга,
указательного - положительно
воздействует на состояние желудка, среднего
- на кишечник,
безымянного - на печень
и почки, мизинца - на сердце. Каждое занятие кружка по логоритмике
включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять
напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или
музыкальные игры, упражнения на развитие
чувства ритма или внимания.