Объявлена
тема Всемирного дня защиты прав потребителей
Consumers International объявил тему Всемирного дня прав
потребителей 2022 года — Fair Digital Finance — «Справедливые цифровые
финансовые услуги».
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием
цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность
и скорость оказания финансовых услуг. Исследования показывают, насколько быстро
происходит развитие цифровых финансов. Ожидается, что к 2024 году число
потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек (Juniper
Research, 2020). В развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и
получающих электронные платежи, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году
(Findex, 2017). 39% компаний считают внедрение финансовых технологий своим
приоритетом, подчеркивая мировой спрос на более инновационный финансовый
ландшафт (JDSpura, 2020).
Напомним, что в зарубежном финансовом мире даже обсуждается
такой феномен, как «русское чудо». В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по
отказу от наличных, а пандемия ускорила изменения в индустрии платежей, которые
обычно занимают около 10 лет. Впервые о «русском чуде» заговорили в 2019 году,
когда по итогам 2010–2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост
числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда
по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров,
которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост (исследование Boston
Consulting Group, 2019).
Однако в
таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные
категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают
оказываться в традиционных каналах.
Вопросы цифровизации сферы финансовых услуг, в том числе
проблемы внедрения технологий искусственного интеллекта, использования «больших
данных» (BigData), проблемы регулирования трансграничных цифровых платформ
становятся предметом исследований, которые проводятся на площадках ОЭСР, UNCTAD
и FinCoNet.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав
потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в территориальные
органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет
практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются
недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
– на
свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя,
отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
– на
безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание
задолженности).
Многочисленные исследования показывают, что экономические кризисы
и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации
финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на
дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития
мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость
построения защиты от таких противозаконных действий.
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как
эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые
клиенты становятся объектом интереса для мошенников.
Достаточно длительным и серьезным является и диалог
различных участников рынка и государственных органов о последствиях лавинного
роста интереса обычных граждан к инвестированию. Упрощение процесса
приобретения финансовых инструментов (акции, облигации, доверительное
управление и некоторые иные) за счет цифровизации продаж способствовали поиску
потребителями потенциально более доходных инструментов инвестирования,
альтернативных банковским вкладам. На развитие этого процесса во многом
повлияли банки, которые заинтересованы в расширении продаж финансовых продуктов
с целью наращивания комиссионных доходов. Наибольшей популярностью у физических
лиц пользуются вложения в ценные бумаги через брокерские счета.
Однако «безналичное потребление» также создает новые и
усугубляет традиционные риски для тех, кто находится в уязвимом положении и не
готов к таким динамичным переменам.
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для
всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро
развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует
потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых
финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав
и возможностей потребителей.
Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется
изменение механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу
денежных средств, в связи с низким уровнем безопасности таких операций, с целью
защиты денежных средств потребителей от действий киберпреступников и телефонных
мошенников.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных
технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции,
которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в
Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013
г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно
ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере
электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством
информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых
результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации
в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. №
1837-р.
О
рекомендациях, как выбрать косметику
Роспотребнадзор напоминает, как правильно выбирать
косметику. При выборе косметики и парфюмерии в первую очередь стоит обратить
внимание на срок годности парфюмерно-косметического товара. Продавец обязан
передать его покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по
назначению до истечения срока годности. После этого необходимо изучить
обязательные сведения для этой группы товаров: название косметики, ее
компонентный состав, эффект, который она оказывает, характер действия
косметики, применение, противопоказания для применения, способы и условия
хранения, объем или масса, уточнить сведения о государственной регистрации.
Особенно аккуратными потребителям необходимо быть при
приобретении товаров в социальных сетях. Прежде чем отправиться за покупками на
просторы Инстаграма, рекомендуем ознакомиться с нашей памяткой.
Помните, что вся необходимая информация о
парфюмерно-косметической продукции в наглядной и доступной форме должна
своевременно представляться потребителю продавцом, чтобы помочь правильно
выбрать товар. Покупатель, перед тем как купить парфюмерию, имеет право
ознакомиться с ароматом духов, одеколонов, туалетной воды. Для этого продавец
использует образцы пробники, предоставляемые изготовителями товаров. При
передаче парфюмерно-косметических товаров в упаковке с целлофановой оберткой
или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое
упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты.
При продаже данной продукции продавец должен соблюдать
требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
«Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением
Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, и Технический регламент Таможенного
союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» ТР ТС 009/2011.
Парфюмерно-косметическая
продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011, должна иметь маркировку
единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов ТС.
Информация о товаре, размещенная на упаковке,
этикетке изделия, открытке или листе-вкладыше, должна содержать следующие
сведения о товаре:
—
наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение;
—
наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая
страну);
— страна
происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство
продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
—
наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной
изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный
представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает
претензии сам на территории государства — члена ТС;
—
номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за
исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее
пробника;
— срок
годности (дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или
надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);
—
описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
— особые
меры предосторожности при применении продукции (при необходимости);
— номер
партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной
продукции;
—
сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может
привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции;
— список
ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию
указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).
Список ингредиентов может быть представлен либо на
государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой
косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и
название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского
алфавита.
Важно знать, что сведения о декларации о соответствии или о
сертификате соответствия должны быть указаны в сопроводительной документации на
продукцию. Отсутствие, вышеуказанных документов, а также отсутствие информации
о товаре и изготовителе ставит под сомнение качество, безопасность и
происхождение реализуемой парфюмерии.
Совершая выбор парфюмерии, косметики необходимо проявлять
осмотрительность в отношении потребительских свойств изделия, поскольку право
на обмен товара надлежащего качества, предусмотренное ст. 25 Закона о защите
прав потребителей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от
31.12.2020 N 2463 на парфюмерно-косметические изделия не распространяется.
Покупателю парфюмерной продукции необходимо знать, что
вернуть такой товар в магазин можно только в том случае, если в нем есть
недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и
достоверная информация о товаре.
В
случае обнаружения недостатков в товаре потребитель в соответствии с
требованиями ст. 18 Закона о защите прав потребителей вправе:
—
потребовать замены этого изделия на товар такой же марки (модели и (или)
артикула);
—
потребовать замены этого изделия на такой же товар другой марки (модели,
артикула) с соответствующим перерасчётом цены;
—
потребовать соразмерного уменьшения цены приобретенного товара;
—
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата
уплаченной за товар суммы. При этом покупатель вправе потребовать также полного
возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего
качества. Подробнее ознакомиться с информацией, что делать, если вы приобрели
некачественный товар, можно по ссылке.
О рекомендациях, как правильно
выбрать антисептик
Роспотребнадзор напоминает, что в условиях сохранения
рисков распространения новой коронавирусной инфекции, выбор эффективного
антисептика остается актуальным.
Первое, что нужно сделать при выборе антисептика, это
проверить наличие государственной регистрации. Все кожные антисептики в
Российской Федерации обязательно проходят государственную регистрацию, которая
оформляется по результатам исследований в НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора.
Ученые тестируют каждое средство на эффективность и безопасность. Если
экспертиза пройдена успешно, то по ее результатам оформляется свидетельство о
государственной регистрации, которое выдается производителю продукта.
Согласно ГОСТу на упаковке кожного антисептика должен быть
номер свидетельства о государственной регистрации, помимо этого, на средстве
должно быть написано, для чего оно предназначено и как именно его нужно
применять. Работает ли оно против вирусов и бактерий, например, то есть,
обладает ли так называемым широким антимикробным действием. Формулировка,
например, может быть такой: «применяется по отношению к возбудителям
бактериальной и вирусной инфекции». Это значит, средство как раз то, что нам
нужно в период пандемии. Если в инструкции фигурируют только бактерии, то
антисептик для борьбы с вирусом не подойдет.
Номер свидетельства о государственной регистрации можно
проверить в едином реестре на сайте Роспотребнадзора. По регистрационному
номеру можно узнать какое это средство на самом деле. Обратите внимание, если
на упаковке написано, что антисептик «убивает вирус SARS-CoV-2», то это ни что
иное как обычный маркетинговый ход. Если производители указывают, что средство
направлено на профилактику именно коронавируса, у него должно быть
подтверждение эффективности относительно коронавируса, выданное в
Государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор»
Роспотребнадзора. Если таких данных нет, то это просто уловка для повышения
продаж. Обязательно внимательно прочтите инструкцию по применению, там вы
найдете расширенный перечень микроорганизмов, против которых работает
антисептик.
В составе кожного антисептика могут быть разные химические
вещества. Например, четвертичные аммониевые соединения, производные гуанидинов,
различные спирты. Важно помнить, что для профилактики коронавирусной инфекции
стоит использовать спиртосодержащие кожные антисептики. Содержание этилового
спирта должно быть не менее 60-70%, а изопропилового спирта – не менее 60%.
Антисептик может состоять из смеси спиртов. В этом случае концентрация должна
быть не менее 60%, и следует обращать внимание, чтобы эта концентрация была «по
массе». Например, на этикетках аэрозольных средствах может быть указано
содержание спирта «по объему». В таком случае нужно внимательно посмотреть
инструкцию, чтобы понять, какое содержание спирта в средстве «по массе». Оно
может оказаться значительно ниже, чем цифры, представленные «по объему», а это
сделает антисептик менее эффективным. Кроме того, в состав кожного антисептика
могут входить и смягчающие и увлажняющие кожу компоненты, например, глицерин.
Обратите внимание, чтобы эффективно защитить себя от
вируса, нужно знать, какое количество антисептика наносить на руки, сколько по
времени нужно ждать, чтобы он сработал. Вся информация об этом должна быть
указана в инструкции.
Помните, что, если вы работаете в основном из дома и не
часто выходите на улицу, нет необходимости в постоянной обработке рук, тем
более спиртовыми средствами. В случае, если вы работаете с наличными деньгами,
звоните по общественными телефонам, пользуетесь на работе общим компьютером,
ездите в метро, на автобусах и маршрутках, то желательно обрабатывать руки
регулярно.
В кожном антисептике не должно быть никаких агрессивных
кислот и альдегидных соединений, то есть веществ, оканчивающихся на –альдегид.
Обращайте внимание и на четвертичные аммониевые соединения (сокращенно ЧАС).
Они допустимы, но в определенной концентрации. Если ее превысить, то возможно
раздражение кожи, поэтому важно проверить, получил ли препарат с ЧАС
регистрационный номер в Роспотребнадзоре. Помните, что все, что обозначено как
косметическое средство, – это все-таки косметика. Определенный антисептический
эффект она может иметь, но, если не зарегистрирована как антисептик, то и
рассчитывать, что она защитит вас от вирусов и бактерий, не стоит.
О запрете реализации
никотинсодержащей продукции дистанционным способом
Федеральным законом от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу
охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции»
внесены изменения в ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране
здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления
табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее - Федеральный закон
№ 15-ФЗ).
Так, согласно внесенным изменениям, розничная торговля
табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется
в магазинах и павильонах. Под магазином понимается здание или его часть,
специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг
покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми
помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к
продаже. Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и
рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ
розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией,
кальянами дистанционным способом продажи запрещена. Вместе с тем, ст. 16
Федерального закона № 15-ФЗ установлен запрет на рекламу и стимулирование
продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств
для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления
табака или никотинсодержащей продукции.
Информация о реализации никотинсодержащей продукции
дистанционным способом внесена в единую автоматизированную информационную систему
«Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и
сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»,
содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации
запрещено».
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской
Республике - Чувашии в г.Новочебоксарск (далее – территориальный отдел) проводит
с 7 по 18 февраля 2022 года тематическую горячую линии по качеству и
безопасности парфюмерно-косметической продукции.
Специалисты
территориального отдела и филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской
Республике – Чувашии в г.Новочебоксарск» проконсультируют по нормативным требованиям,
предъявляемым к качеству парфюмерно-косметической продукции, разъяснят порядок
действий при обнаружении в магазине некачественного товара.
Звонки от
жителей республики принимаются по телефонам территориального отдела
77-06-92, 78-44-19, филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской
Республике – Чувашии в г.Новочебоксарск» по телефону: 78-23-44 (по
будням с 9.00 до 12.00, с 13.00 до 16.00).
Дополнительно информируем, что на страницах
Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru) каждый
потребитель может ознакомиться с информацией о результатах проведенных проверок
соответствия различных товаров, работ, услуг, а также с нормативными правовыми
актами, регулирующими отношения в данной области.
Внимание! Консультирование граждан также
будет осуществляться специалистами Роспотребнадзора по телефону Единого
консультационного центра, который функционирует в круглосуточном режиме, без
выходных дней по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).
ПОТРЕБИТЕЛЬ
И ЗАКОН. МОЖНО ЛИ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ТОВАР В МАГАЗИНЕ?
Правилами продажи товаров по договору розничной
купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила) урегулирован спорный момент по
возможности фотографирования реализуемой продукции на территории торговых
предприятий, который неоднократно возникал у потребителей.
Правилами продажи товаров по договору розничной
купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила) урегулирован спорный момент по
возможности фотографирования реализуемой продукции на территории торговых
предприятий, который неоднократно возникал у потребителей.
В Правилах указано, что «на торговых объектах (за
исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для
свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей
на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том
числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования
законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации».
То есть, покупатель, в соответствии с Правилами, имеет
право фотографировать необходимую ему информацию, предоставление которой
установлено законодательством о защите прав потребителей и любые виды товаров,
расположенных на полках магазинов.
Следует понимать, что съёмка может производиться только в
местах общего доступа (куда потребитель имеет свободный вход) – такие действия
снимающего не являются противозаконными и не могут быть пресечены. Однако, как
указано выше, продавец определяет места в торговом предприятии, которые
не предназначены для свободного доступа и, соответственно, граждане производить
там фотографирование не вправе.
Как быть с объявлениями о том, что съёмка запрещена? Это
является незаконным и не влияет на право потребителя делать фотографии внутри
такого заведения. Теперь такая вывеска – это всего лишь просьба администрации,
которую посетитель может проигнорировать.
Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей
размещена на государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет
zpp.rospotrebnadzor.ru, где представлены образцы претензий и исковых заявлений,
информация о судебной практике и многое другое.
Напоминаем,
что в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека организован Единый консультационный центр, который функционирует
в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Он
предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам
по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав
потребителей. Телефон 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления
Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова
Наталия Александровна