Ежегодно, 15 марта,
отмечается Всемирный день прав потребителей.
В этом году Всемирный день прав потребителей
проводится под девизом «Fair Digital Finance - «Справедливые цифровые
финансовые услуги».
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с
развитием цифровых услуг. Использование цифровых технологий и интернета
позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.
Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость
оказания финансовых услуг.
Ожидается, что к 2024 году число потребителей
цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек. В развивающихся
странах доля денежных переводов в цифровом виде, выросла с 57% в 2014 году до
70% в 2017 году.
Цифровые финансы открывают новые возможности, но
также несут новые риски, которые могут привести к несправедливым результатам
для потребителей. Например, увеличить вероятность того, что наиболее уязвимые
граждане не смогут пользоваться всеми преимуществами цифровизации, если будут
закрываться традиционные офисы.
Вместе с тем, справедливые и доступные цифровые
финансовые услуги помогают потребителям справиться со многими неудобствами,
повышают комфорт в сфере потребления и сохраняют семейный бюджет.
Цифровые финансовые услуги мы используем
ежедневно, совершая платежи через банкоматы, платежные банковские и
небанковские терминалы; мобильный банк, интернет-банк; электронный кошелек.
Уже сегодня миллионам россиян доступно открытие
вклада через мобильное приложение, управление своими финансами на основе
аналитики потребительского поведения.
Особенно актуальной тема справедливых цифровых
финансовых услуг становится в условиях введения международных санкций, когда
проявляется полное пренебрежение со стороны отдельных стран и финансовых
компаний к правам потребителей. Уже сейчас мы видим ограничение доступа к
цифровым финансовым услугам: международные платежные системы ограничивают
доступ к трансграничным расчетам потребителей, мобильные приложения банков и
финансовых компаний исчезают из магазинов приложений, потребитель теряет
возможность оплатить услуги, которые оказываются иностранными компаниями.
Несмотря на то, что в предыдущие годы количество
обращений в Роспотребнадзор с жалобами на сферу финансовых услуг немного
снизилось, эта тема опять становится одной из самых актуальных.
При этом если раньше граждане в основном
жаловались на навязывание дополнительных услуг и предоставление небезопасных
услуг (незаконное списание денежных средств со счетов потребителей, заключение
кредитов по чужому паспорту и т.д.), то сейчас потребителей больше интересуют
вопросы доступности финансовых услуг, законности дополнительных комиссий и
сохранности денежных средств.
Вся актуальная информация, в том числе о
принимаемых Правительством Российской Федерации мерах, направленных на защиту
финансовых интересов граждан публикуется на портале Объясняем.рф
, где уже опубликованы ответы на многие
вопросы .
В частности, на портале официально подтверждено
, что все карты VISA и Mastercard, выпущенные российскими банками,
продолжат работать на территории нашей страны в обычном режиме. Все счета
клиентов, привязанные к карточкам, находятся в полной сохранности.
Трансграничные операции по этим картам будут недоступны, однако для оплаты
покупок и снятия наличных за рубежом можно оформить кобейджинговую карту
«Мир»-UnionPay. Также в разделе
финансы есть ответы и на вопросы о том, как купить
валюту при планировании поездки за рубеж, почему не
могут измениться ставки по уже выданным кредитам, как можно переводить
деньги родственникам за границу или получать переводы из-за рубежа и многие
другие.
Мероприятия Всемирного дня прав потребителей,
проводимые Роспотребнадзором в этом году будут направлены на максимальное
проникновение в широкое общественное сознание идей, связанных с девизом 2022
года - «Справедливые цифровые финансовые услуги».
Роспотребнадзор еще раз подтверждает, что готов
оказывать необходимую консультационную и судебную помощь потребителям,
столкнувшимся с нарушением своих прав. Специалисты службы ежедневно работают с
обращениями граждан, осуществляют необходимые запросы исполнителям услуг, в
целях выяснения объективных обстоятельств по предмету жалобы, бесплатно
консультируют по возникшим вопросам, помогают готовить претензии и исковые
заявления по особо сложным ситуациям.