Законодательством Российской
Федерации в сфере защиты прав потребителей установлены права потребителя при
обнаружении в товаре недостатков, приобретенного дистанционным способом.
В соответствии со ст. 4
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав
потребителей» (далее – Закон) продавец обязан передать потребителю товар,
качество которого соответствует договору. Если продавец при заключении договора
был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения
товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования
в соответствии с этими целями.
Согласно п. 5 ст. 26.1.
Закона последствия продажи товара ненадлежащего качества установлены
положениями, предусмотренными статьями
18 - 24 Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 18
Закона покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества (если это не
было оговорено продавцом), вправе по своему выбору заявить одно из требований,
а именно:
- потребовать замены на
товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на
такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом
покупной цены;
- потребовать соразмерного
уменьшения покупной цены;
- потребовать
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения
расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения
договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По
требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с
недостатками.
При этом потребитель вправе
потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие
продажи товара ненадлежащего качества.
Для того, чтобы установить
причину возникновения недостатков в товаре п. 5 ст. 18 Закона на продавца
возложена обязанность принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в
случае необходимости провести проверку качества товара.
В случае спора о причинах
возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за
свой счет. Потребитель в случае несогласия с ее результатами вправе оспорить заключение
такой экспертизы в судебном порядке.
Для реализации данного права
потребитель вправе направить в адрес продавца претензию с соответсвующим
требованием заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу
регистрации продавца либо по адресу его электронной почты.
Если продавец откажется
провести проверку качества товара (экспертизу), потребитель вправе самостоятельно
провести экспертизу товара в организации, наделенной правом на проведение такого
рода экспертиз (информацию о деятельности которых можно узнать в сети
интернет и других источниках) и в случае выявления недостатков
производственного характера, вновь обратиться с претензией в адрес продавца и
заявить соответствующее требование, предусмотренное п. 1 ст. 18 Закона, в том
числе: потребовать возмещение расходов по проведению экспертизы.
В случае отказа продавца
удовлетворить заявленное потребителем требование в добровольном порядке,
возникший имущественный спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского
судопроизводства (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона).
При этом обращаем Ваше
внимание, что в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на
которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное
не предусмотрено федеральным законом.
Сведения, являющиеся
доказательствами по делу, могут быть получены из объяснений сторон и третьих
лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и
видеозаписей, заключений экспертов.